Основу каждой программы составляет метод образовательного путешествия; каждая из программ состоит из набора игровых дней, который может варьироваться в зависимостиот возраста учащихся, специализации школ и содержания учебного курса; в основе всех программ - игра, в ходе которой школьники ищут ответ на непростые вопросы прошлого и настоящего; игровые дни для каждой группы подбираются таким образом, чтобы путешественники увидели разнообразные "лики" города - дома, люди, события; история, архитектура, литература, техника. Город предстает не просто как набор достопримечательностей, но как целостное и многогранное явление - феномен мировой культуры, отражающий различные стороны человеческого бытия. Все программы Центра "Среда" согласованы с содержанием школьных дисциплин и великолепно дополняют базисный курс практически всех изучаемых в школе предметов; все программы взаимодополняют друг друга, но при этом каждая может реализовываться самостоятельно.
Образовательное путешествие как педагогический метод.
Путешествие станет образовательным, если:
— развитие и становление ребенка, его личностный рост определяют основные цели путешествия;
— доминантой путешествия является не столько знакомство с отдельными достопримечательностями, сколько постижение разнообразных способов освоения мира;
— познание мира носит деятельностный характер и опирается на собственный опыт ребенка;
— соблюдается первичность наблюдения и опыта по отношению к информации: текстам учебника, рассказам экскурсовода предшествует активная творческая деятельность учащихся, связанная с освоением объектов окружающего мира, опирающаяся на наблюдение, исследование, проведение опытов или экспериментов.