Санкт-Петербургский
Центр культурно-образовательных инициатив «Среда»
+7 (812) 373-11-07
Иконка

Город в подарок

Культурно-образовательная программа «ГОРОД В ПОДАРОК» адресована ученикам 8 — 11 классов и знакомит с теми знаменательными вехами истории и культуры России, которые нашли отражение в облике столичного города — Санкт-Петербурга.

Удивительные ландшафты города, сосредоточенные в его пространстве чудеса архитектуры, искусства и техники, памятные и литературные места — станут тем зеркалом, внимательно вглядевшись в которое можно проследить судьбу огромной страны, начиная от XVIII века и до сегодняшнего дня.

 

Программа делится на три части: век XVIII, век XIX и век XX. Принятое за основу хронологическое деление позволяет гибко использовать программу в соответствии с содержанием школьных предметов, изучаемых на каждой ступени обучения.

Часть 1 - посвящена Санкт-Петербургу петровского и екатерининского царствования

Часть 2 - «пушкинскому» Петербургу, разночинному Петербургу, городу конца XIX века

Часть 3 - охватывает «Серебряный век», революции и войны, советский город.

Каждая часть включает в себя 10 и более игровых дней. Организаторы поездки могут самостоятельно составить программу пребывания в Петербурге, выбирая из предложенного списка те дни, которые соответствуют образовательным интересам группы и школьной программе.

 

ЧАСТЬ 1. ВЕК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Для группы, которая не знакома с методом образовательных путешествий и впервые приезжает в Санкт-Петербург, целесообразно в качестве первого дня программы поставить игровой день «Наука путешествовать». В этот день школьники не только познакомятся с центром города и посетят колоннаду Исаакиевского собора, но и освоят навыки, необходимые для успешной работы по программе. Они научатся ориентироваться в городе с помощью карты, городских надписей и указателей, «считывать» информацию, которую таят в себе фасады городских зданий, памятники и сооружения, находить необходимые сведения в городском пространстве.

 

Кроме дня «Наука путешествовать», в первую программу знакомства с Санкт-Петербургом XVIII века могут войти следующие дни:

  • «Феномен Петра». В этот день участники программы ищут ответ на вопрос: «Как и почему менялись взгляды на роль Петра Великого в истории?» Чтобы получить представление о царе-реформаторе и его деяниях, они исследуют памятники Петру I, посещают музей «Домик Петра I».
  • «Петербург — дом Романовых». Этот день помогает узнать, как город сохраняет память об императорах XVIII века: Елизавете, Екатерине II и Павле I. Школьники исследуют архитектурные сооружения тех эпох и портреты императоров в залах Русского музея.
  • «Петербург — город мира». День посвящен истории создания Государственного Эрмитажа, и тому, как складывались его коллекции. Кроме Эрмитажа участники программы исследуют также крупнейшие коллекции Петербурга, находящиеся в Кунсткамере.
  • «Православный Петербург». Изучая храмы Петербурга, созданные в XVIII веке, ученики узнают об особенностях культовых сооружений того времени, их роли в городской жизни и посещают Храм Спаса-на-Крови.
  • «Российские триумфы». Поездка в Петергоф (Петродворец) в этот день познакомит школьников не только с уникальным садово-парковым ансамблем XVIII века, но и с тем, как тема триумфа раскрывается средствами различных искусств.
  • «Созвездием являться ясным достойно Сарское село». Посещение Екатерининского дворца, прогулка по знаменитым паркам позволит учащимся воочию увидеть те достижения в науках и искусствах, которых достигла Россия во второй половине XVIII столетия.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

«Предисловие к XVIII веку. Крепость Орешек». В этот день школьники отправляются в старинную русскую крепость Орешек (Шлиссельбург) и узнают, как связаны судьбы столичного города и маленькой крепости.

«Петровский Петербург». Путешественникам предстоит воссоздать облик районов петровского Петербурга, для чего они проводят исследования в городском пространстве, а также посещают музеи, рассказывающие о Петре Великом (Зимний и Летний дворцы, Домик Петра I, Дворец Меншикова).

«Петровские коллекции». Этот день посвящен первому российскому музею – Кунсткамере и судьбе коллекций, собранных Петром I.

«Барокко. Классицизм». Что рассказывает стиль об эпохе и человеке? В поисках ответа на этот вопрос школьники исследуют архитектурные памятники барокко и классицизма на улицах Петербурга и шедевры европейской живописи XVIII века в Государственном Эрмитаже.

«Век Просвещения». Ученикам предстоит выяснить, как преобразовались на русской почве идеи эпохи Просвещения. С этой целью они познакомятся с коллекций французского Просвещения в эрмитажных залах, попробуют свои силы в самостоятельных исследованиях знаменитых полотен музея, познакомятся с деятельностью русских просветителей – побывают в музее М. В. Ломоносова.

«Человек нового времени». Путешественникам предстоит узнать, каким должен был стать новый человек эпохи Просвещения. Для этого они посещают учебные заведения, появившиеся в то время: Академию Художеств, Смольный институт, Пажеский корпус (ныне Суворовское училище) и Воспитательный дом (ныне РГПУ им. Герцена).

«Век Екатерины». Этот день помогает учащимся воссоздать целостный образ екатерининской эпохи через изучение деятельности ближайших сподвижников императрицы. Ученики узнают, какую память в городе оставили о себе эти люди, пытаются проследить процесс зарождения общественной мысли и отечественной литературы в музее Г. Р. Державина.

«Российские Невтоны». В этот день участники программы задаются вопросом: «Как складывалась российская научная школа?». Ответы они ищут в музее М. В. Ломоносова (Кунсткамера), а также в Военно-медицинском, Биологическом и Геологоразведочном музеях.

«Из Голландии в Китай – через Ораниенбаум». На примере дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (г. Ломоносов) ученики исследуют само понятие ансамбля, как некой целостности, складывающейся из разнородных элементов.

«Петербургские дворцы». Исследуя дворцы XVIII века (Строгановский, Шереметевский, Мраморный, Елагин, Аничков), школьники узнают об архитектурных особенностях этих сооружений, стиле жизни, который они диктуют гостям и хозяевам. 

 

ЧАСТЬ 2. ВЕК ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Кроме дня «Наука путешествовать», в первую программу знакомства с Санкт-Петербургом XVIII века могут войти следующие дни:

  • «1812 год». В этот день путешественники пытаются понять, какой была эта далекая война, что за люди участвовали в ней, почему память о ней сохраняется на протяжении двух столетий. На маршрутах школьники изучают петербургские памятники Отечественной войне 1812 года: Казанский собор, ансамбль Дворцовой площади, Нарвские ворота и тематическую экспозицию в Артиллерийском музее.
  • «День с героем. Евгений Онегин». Путешествуя по следам героев А. С. Пушкина, школьники комментируют текст первой главы романа «Евгений Онегин» и выясняют какую роль играл город в формировании мировоззрения молодого человека начала века. В плане дня — посещение музея-квартиры А. С. Пушкина.
  • «Дом Романовых — 2». Школьники оценивают вклад в российскую культуру императоров Николая I, Александра II и Александра III, изучают произведения искусства XIX века в залах Русского музея.
  • «Петербург. Империя. Мировая держава». Тема дня — вхождение России в число мировых держав в ХIХ веке, интересы которых простираются далеко за пределы их собственных границ. Посетив Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей-квартиру П. К. Козлова, школьники узнают о самых знаменитых экспедициях XIX века, предпринятых русскими путешественниками.
  • «День с героем. Родион Раскольников». Школьники идут по городу по следам героев романа «Преступление и наказание», посещают музей писателя в Кузнечном переулке, чтобы составить собственное представление о Петербурге Достоевского.
  • «Поэзия и проза доходного дома». Участники программы исследуют феномен петербургского доходного дома — символа эпохи и осматривают типичный образец доходного дома, в котором ныне расположен Музей печати.
  • «Павловск. Поэтическая прогулка с Василием Жуковским». Этот день погружает путешественников в атмосферу русского романтизма и знакомит с особенностями романтического парка.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

«Волшебный край!..». Посещение императорских театров и связанных с ними музеев (музей-квартира Самойловых, музей театрального и музыкального искусства, музей-квартира Ф. И. Шаляпина) помогает участникам программы ощутить театральную атмосферу Петербурга XIX века и исследовать роль театра как центра общественной жизни столицы.

«Искусство устраивать сады». День, когда путешественники отправляются в Гатчину, где исследуют законы паркового строительства XIX века.

«Мятежники. 14 декабря 1825 года». Участники программы реконструируют события декабрьского восстания, посещают залы допроса декабристов в Петропавловской крепости и участвуют в увлекательной дискуссии о значении этого дня в истории России.

«Дело о государственных преступлениях». День посвящен «расследованию» событий трагического дня – 1 марта 1881 года. Реконструируя день убийства Александра II с точки зрения террористов, царской семьи и полиции, школьники размышляют об истории и смысле российского терроризма.

«Невский проспект» помогает участникам программы воссоздать картину общественной жизни петербуржцев на рубеже XIX и XX веков. Прекрасным дополнением к образовательным маршрутам по главной магистрали города становится посещение экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости.

«Город всех вер». В плане дня — знакомство с основными мировыми религиями, изучение архитектурных особенностей иноверческих храмов города. Дети посещают музей истории религии, синагогу, буддийский храм, армянские, католические и протестантские церкви.

«На перепутье». В этот день участники программы знакомятся с разнообразием новых художественных стилей и течений второй половины XIX века; посещают музеи-квартиры, рассказывающие об общественных деятелях того времени (Н. А. Римский-Корсаков, Н. А. Некрасов, Д. И. Менделеев).

«Петербургские впечатления». Работа в Эрмитаже у полотен знаменитых импрессионистов поможет не только проникнуть в тайну их творчества, но и по-иному взглянуть на Санкт-Петербург.

 

ЧАСТЬ 3. ВЕК ДВАДЦАТЫЙ

ДЛЯ БЫВАЛЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

  • «Пять шагов к бездне». В этот день участники программы реконструируют общественно-политическую жизнь России первых десятилетий ХХ века. Предмет исследования - пять ключевых событий той эпохи: война с Японией, Кровавое воскресенье, открытие Государственной думы, деятельность Распутина и Первая мировая война.
  • «По сравнению с 1913-м...». Герои дня — петербуржцы разных слоев населения, представляющие город начала XX века. Школьники узнают об их жизни в музее И. П. Павлова, музее политической истории России, Мраморном дворце, музее-квартире Ф. И. Шаляпина.
  • «Модерн. Искусство. Стиль жизни». Учебная экскурсия по Каменному острову и практическое занятие на улицах города знакомят школьников с идеями и особенностями стиля модерн. Произведения русского изобразительного искусства начала ХХ века школьники изучают в залах Русского музея.
  • «Россия. Год 1917-ый». День посвящен одному из самых неоднозначных событий XX века — Октябрьской революции (музей Политической истории России). Учащимся предстоит реконструировать революционные события в пространстве города, познакомиться с основными действующими лицами в петербургских музеях, понять, как работают политические технологии.
  • «Богема северной столицы». День разворачивается в пространстве усадьбы «Пенаты», принадлежавшей И. Е. Репину. Школьники знакомятся не только с творческой биографией художника, но и с распорядком жизни усадьбы, с работами многочисленных ее гостей.
  • «Петербург Александра Блока». День посвящен исследованию творчества известного поэта, его отношения к Петербургу. После посещения музея-квартиры А. А. Блока старшеклассников ведут по городу стихи великого поэта.
  • «Новое искусство авангарда». В плане дня – посещение Русского музея, где на экспозиции русского искусства начала ХХ в. участники программы знакомятся с работами К. Малевича, П. Филонова, В. Кандинского.
  • «Петербургские обстоятельства. Портрет поэта на фоне города». В этот день учащимся предстоит, вслед за А. А. Ахматовой, «прожить», самые яркие и трагические страницы ее жизни и создать собственный портрет поэта. Школьники познакомятся с творчеством А. А. Ахматовой, обстоятельствами ее жизни и персонажами «Поэмы без героя», совершат путешествие по улицам города, побывают в музее Фонтанного дома.
  • «Мы наш, мы новый мир построим». Школьники окунутся в атмосферу 20-30-х годов XX столетия, чтобы понять, как складывался и утверждался миф об избранности советского человека (музей С. М. Кирова, музей истории Ленинграда в особняке Румянцева).
  • «Ленинградская блокада». Прослеживая судьбы жителей блокадного города, участники программы ищут ответ на важный вопрос — что помогало выстоять и победить людям в то тяжелое время. Старшеклассники побывают на Пискаревском мемориале и в других блокадных музеях города.
  • «Зачем городу наука». Этот день знакомит с научными школами Санкт-Петербурга XIX-XX веков, с выдающимися техническими достижениями, которые преобразили быт и жизнь горожан. О них рассказывают экспозиции  Музея связи, Музея оптики и других музеев.
  • «Ленинградский андеграунд». Старшеклассники увидят «Кочегарку» Виктора Цоя, «Американский кабинет» Иосифа Бродского, побывают в музее творческого объединения «Митьки». Об особенностях «подпольной жизни» Ленинграда расскажет экспозиция Музея нонконформистского искусства.